2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Секреты цветочной колористики

Создание гармоничного цветника: учимся сочетать цвета

Рано или поздно мы понимаем: собрать в саду красивые растения — это полдела, из них нужно сложить живописные картины. Ведь даже самый изысканный цветок на том или ином «полотне» может оказаться не к месту, если он разрушает колористическую гармонию. А значит, пришла пора учить азбуку красок, чтобы преобразовать дачные владения.


Азбука красок поможет преобразовать дачные владения

Каким он будет, ваш обновленный сад? С выписанными деталями многоцветных клумб или сдержанно-однотонный, словно наложенный на полотно крупными мазками? Цвет — пожалуй, самый спорный и сложный элемент ландшафтной композиции, ведь несовершенная по форме крона дерева или скучная линия дорожки не так явно бросаются в глаза.

Цветовые решения умиротворяют и успокаивают, радуют и восхищают, вызывают скуку или раздражение, в зависимости от того, нравится или не нравится нам полученный результат. Поэтому к выбору цветовой палитры сада и сочетаемости красок надо подходить серьезно. А мы обычно относимся к решению этой задачи легкомысленно, ориентируясь исключительно на свой вкус и ни с кем не советуясь, хотя с вопросами, отчего не цветут розы или как устроить дренаж, не считаем зазорным проконсультироваться с профессионалами. А в результате… Голубую рапсодию незабудок могут невзначай взорвать кумачовые тюльпаны, а кирпично-рыжие бархатцы попытаются внедриться на клумбу с розовыми и малиновыми в белую полоску петуниями.

Как понять, что сочетание красок небезупречно?

На бытовом уровне это несложно, доверяйте своим ощущениям: если вам кажется, что красный тюльпан попал к незабудкам случайно — значит, с гармонией в этой композиции что-то не так. Но попробуйте добавить к смелому сочетанию фон из пузыреплодника с золотисто-зеленой листвой, белые поэтические нарциссы с красным ободком по коронке — и непростой для восприятия красно-голубой контраст перестанет резать глаз (подробнее о поэтических и других нарциссах вы можете прочитать в статье Самые популярные сорта жонкиллиевых, тацетовых, поэтических, дикорастущих, кантабрийских нарциссов).

Для художника нет плохих цветов. Используя все богатство природной палитры, на «холсте» цветника можно примирить самые яркие, вызывающие краски. Вопрос в чувстве меры и степени сложности. Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах.


Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах

Подбираем растения по цвету

Садовая колористика — искусство, в основе которого лежат закономерности восприятия цвета. Колористические схемы, то есть схемы ландшафтных композиций, основанные на подборе растений по окраске цветков и листьев, могут быть как контрастные, так и однотонные, завораживающие богатством нюансов, а также теплые и холодные, простые и сложные, яркие и приглушенные, из плотных, насыщенных цветов и нежные, разбеленные, в пастельных тонах.

Если вы как раз ищете интересные варианты для ярких цветников, на нашем маркете можно сравнить предложения разных интернет-магазинов и выбрать многолетние растения любых оттенков.

В рамках любой принятой схемы случаются как удачные, так и неудачные решения. Более того, с приобретением опыта глаз художника, который живет в душе каждого садовода, год от года становится все более зорким и требовательным. И в том, что раньше казалось допустимым, со временем начинаешь видеть изъяны. Постепенно приходит и понимание того, что учитывать следует сочетаемость растений по тону не только цветков, но и листвы, которая в одних случаях «убивает» распустившийся рядом прелестный цветок, а в других — преподносит его в самом выигрышном свете.

Монохром или многоцветье?

Во многом выбор цвета — это действительно дело вкуса. А на него накладывают свой отпечаток темперамент, возраст, воспоминания детства, семейные и культурные традиции, национальный колорит, мода. У многих из нас есть собственные горячие пристрастия, в том числе любимый цвет, который и хочется видеть в любых сочетаниях в интерьере дома, в одежде и в саду.


Слева: петуния черного цвета невероятно эффектна в сочетании с более яркими «коллегами» по цветнику. Справа: утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы

Так рождаются монохромные (одноцветные) ландшафтные композиции. Белый сад, розовый, голубой, желто-оранжевый и даже шоколадный и черный — выбирайте, что вам по душе!

Вкусы меняются и, утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы, а то и смешать все краски из цветочных тюбиков и густо рассыпать по всему саду. Такой подход типичен для садов сельского типа в разнообразных этнических вариантах — русская дача, французский Прованс, кантри.

Где-то посередине — вариант, который подойдет любителям как однотонности, так и многоцветья: разбейте пространство дачных угодий на сегменты и распределите любимые цвета так, чтобы на каждом из участков получился свой монохромный сад. Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов.


Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов

Такой подход позволяет легче добиться гармонии по цвету в своем «окружении», поскольку поиск гармонии ведется между целыми группами растений, а не между отдельными куртинами и кустами. Сразу решите, какие цветовые сочетания для вас наиболее гармоничны по контрасту, и выстраивайте посадки в соответствии с принятой схемой. Скажем, голубой сад будет граничить с белым, белый — с желтым, желтый — с красным или фиолетовым. В пределах каждого монохромного мини-сада гармония рождается из более «тонкой материи» — нюансов, то есть оттенков основного цвета, различающихся по насыщенности и чистоте красок.


Чтобы разбавить и оживить однообразный зеленый цвет, добавьте в композицию контрастный желтый

Но не стоит слишком буквально понимать термин «монохромный». Так, в границах голубого сада возможна целая гамма близкородственных тонов — от синих до фиолетовых, темных и светлых, причем не только в цветках, но и в листве, например, серебристо-голубой и синевато-зеленой. А желтый сад может включать также оранжевые и лимонные тона.

Для тонких ценителей стиля открываются богатые возможности подчеркнуть тоном монохромной ландшафтной композиции те или иные элементы архитектуры, скажем, цвет фасада или крыши дома, белые наличники, мощение и разнообразные МАФы. Эти элементы остаются неизменными, в отличие от цветущих растений. Поэтому, если вы определили для себя, что цвет голубой беседки станет ярче и наряднее, если на ее фоне цветет, к примеру, оптимистичная рыжая настурция, то отчего бы не придерживаться выбранного цветового контраста с весны до осени?

Весной оранжевый парад откроют огоньки садового гравилата, а осенью закроют сезон оранжевые монтбреция, георгины, рудбекия.


Гравилат «открывает сезон» весной. Поселите рядом соседей правильных оттенков — и такой уголок сада все лето будет ласкать глаз

Подробнее о них рассказывается в материалах:

  • Крокосмия — правила выращивания и зимовки
  • Гравилаты: фейерверк окрасок и скромность пользы
  • Рудбекия — солнце на грядке
  • Чистое золото! Рудбекии в вашем саду
  • Мексиканцы в России, или Пригласите в свой сад георгины!
  • Плюсы и минусы георгинов

Насколько строго следует соблюдать принятую схему — тоже зависит от ваших предпочтений. С одной стороны, приверженность порядку поможет избежать вызывающих, неудачных сочетаний, с другой — серия монохромных композиций может быть принята лишь как основа для более сложной колористической схемы с включением сезонных акцентов из контрастных цветовых вкраплений.


В партнеры оранжевому лилейнику подбирайте растения фиолетового, ярко-желтого, бежевого, коричневого цветов

По мнению специалистов, в детстве нам нравятся «открытые» чистые яркие цвета и простые контрасты, а с возрастом мы начинаем ценить более сложные, смешанные краски и цветовые нюансы. Цвета химических маркеров быстро утомляют, но они же, разбавленные белилами или затемненные серой или черной краской, неожиданно кажутся естественнее и приятнее.

В то же время достаточно и тех, кто на всю жизнь сохраняет непосредственность детского взгляда и от души радуется многоцветью сочных пестрых композиций, не смущаясь возникающими порой диссонансами. Ведь они есть и на цветочном лугу! О том, как создать цветник в природном стиле, читайте в статьях:

  • Рукотворные луга: как создать луговой цветник из многолетников
  • Степь раздольная: как создать модный цветник в стиле «новой волны»
  • Сады Пита Удольфа: новая волна ландшафтного дизайна
  • Стиль Naturgarden — мода или естественное состояние сада?

Важно понимать: хотя законы колористики в живописи и ландшафтном дизайне одни и те же, задачи, которые ставят перед собой художник и садовод, все же разные. Для художника часто важно взволновать зрителя, обнажить проблемы и заставить нас эмоционально их пережить. Поэтому далеко не всегда цель художника — достижение гармонии. В то же время вряд ли кто-то согласится создавать для себя ландшафт, который будет постоянно будоражить, напоминать о несовершенстве мира. В саду мы стремимся к гармонии, поэтому и создаем оазис, в котором все дышит радостью, а игра красок лишь услаждает взгляд и удовлетворяет естественную потребность в разнообразии.

Цветоведение

Введение в цветовой круг

Цветовой круг — основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета

Вторичные цвета — это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)

Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Тетрада — сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Колористика — наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета — важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.

Строение волоса

Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:

  • видимую (волосяной стержень);
  • невидимую (корень).

В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска, сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).

Медулла — центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.

Кортекс — основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.

Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:

  • кератином или ороговевшими клетками, соединенными мембранно-клеточным комплексом. Подобный «каркас» придает волосяному стержню формы, делает его упругим и эластичным;
  • меланином, собственно пигментными частицами;
  • воздухом. Воздушные частицы — это «растворитель» натурального пигмента внутри волосяного стержня. Чем меньше воздуха, тем насыщеннее тон, а в седом волоске его больше всего.

Кутикула — это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.

Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:

  • тусклые, пористые волосы — признак поврежденной внешней оболочки и раскрытых чешуек;
  • здоровый блеск свидетельствует, что чешуйки достаточно плотно прилегают, не повреждены.

От чего зависит цвет

Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.

Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.

Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.

Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.

Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.

С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.

Основы теории цвета

В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.

Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.

Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый — это сочетание красного и синего, оранжевый — красного с желтым, а зеленый — желтый с синим.

Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные.

Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый — это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.

Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:

  1. Цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге, одинаковой степени интенсивности и способны нейтрализовать друг друга.
  2. Для нейтрализации холодных тонов используются теплые, но не наоборот. Добавляя к теплым тонам холодные, вы получите грязный цвет.
  3. Если клиент с окрашенными локонами холодного оттенка желает получить теплую гамму, сначала нейтрализуйте холод в тоне.
  4. Теплые оттенки, стоящие друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
  5. Холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, несовместимы.
  6. Сочетать теплые и холодные оттенки не удастся, они несовместимы.

Уровень глубины тона

Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.

Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.

Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.

Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

  • 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
  • 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
  • На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.

Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.

Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.

Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.

Колористика — важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.

Примеры окрашивания волос в разные цвета:

Секреты цветочной колористики

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Стрижка основное мероприятие по поддержанию газона в порядке
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector