Разновидность стационарного фонтана маскарон
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас.
Маскароны, в отличие от устрашающих гаргулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и Е.А.Ефрона на слово «маскарон» даёт такую информацию:
«Маскарон» — в архитектуре выпуклый лепной орнамент в виде маски человеческого лица, с серьёзным или карикатурным выражением, иногда окружённого листвой и нередко выступающий на средине фигурной картуши. Обыкновенно его помещают как украшение на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т. д. Маскароны были особенно в моде в XVII и XVIII столетиях и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий, порою к ущербу для их серьёзности и изящества». (Энциклопедический словарь, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Т.XVIIIa. стр. 716, СПб.,1896 г.).
Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом.
В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.
Распространённые виды маскаронов:
Купидоны
Фантастические маски-гротески периода барокко
Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан
Копии греческих масок в архитектуре классицизма
Львиная голова, также типичная черта классицизма.
В конце XIX века фабрикой московского купца 2-й гильдии Василия Ивановича Жолобова был принят заказ на изготовление маскаронов из бронзы с львиной головой для украшения предметов интерьера.
Львиная голова маскарона была наиболее модной и распространённой, являясь типичной чертой классицизма, утвердившись в XVIII веке, стала основной в европейской и русской архитектуре, до самого конца XIX века, до эпохи модерна.
Популярность маскаронов с львиной головой объясняется тем, что лев был одним из самых часто встречающихся символов у многих народов мира. Ему приписываются, как царю зверей, самые лучшие жизненные качества, связанные с храбростью, силой, могуществом, стойкостью, отвагой, доблестью, великодушием, мощью, быстротой, величием, справедливостью, властью и торжеством военных побед. Львиные фигуры изображаются на царских тронах и эти животные были широко распространённым символом королевского могущества во многих странах.
После изгнания Наполеона из сожжённой Москвы и после победы России в Отечественной войне 1812 года первопрестольный град постепенно возрождается, отстраивается заново, в результате чего складывается торжественно величественный стиль под названием «московский ампир», прославлявший победу русского народа и его армии над врагом. Многие новые здания стали украшаться атрибутами доспехов и военной символикой. Но маскарон продолжал существовать, употребляясь не только как архитектурное украшение снаружи зданий, но и активно декорировался в интерьерах.
Заказанные маскароны на фабрике Жолобова должны были быть не только предметом внутреннего убранства, но и использоваться в качестве открывания каких – то тяжёлых, массивных и не малого объёма вещей. Есть предположение, что изделия были затребованы у фабрики не гражданскими лицами, а военными потому, что сам вид продукции несёт на себе элементы военной символики, который не мог стать производственной случайностью сделанной потоком, но напротив, был изначально сочинён и его воплощению предшествовал заранее обдуманный художником эскиз.
На плоской основе изделия, которую можно назвать фигурной картушью, исполненную в виде щита, по её центру, размещается маскарон, олицетворяющий собой свирепую с широко разинутой пастью голову льва. В зубах лев зажимает свёрнутый в рулон свиток, из которого с двух сторон торчат закруглённые концы свиточного стержня. Края свитка соединяет подвижная оплётка за которую предусмотрено тянуть рукой, чтобы открыть тот предмет, к которому приспосабливался маскарон. С двух концов свитка свисают кутасы. Так называются кисточки на верёвочке, которыми украшались воинские головные уборы – кивера в русской царской армии.
В верхней части картуши, в её левой и правой сторонах, искусственно показаны кольца, на которых свисают цепи боевого холодного ручного ударно – раздробляющего оружия, имеющее название – кистень. На концах цепей висят гири (била) с шипами. Это оружие использовалось широко на Руси в X – XVI веках в качестве пехотного и кавалерийского. В ограниченном масштабе применялось и позднее. Кистень был традиционным оружием иррегулярных войск и ополчения в Отечественной войне 1812 года.
Женская головка в архитектуре модерна
Типы искусственных водоемов для сада с фото и описанием
Существует множество видов искусственных водоемов, и все они имеют свои отличительные особенности. Поэтому вы можете выбрать то, что подходит для вашего сайта, мы подготовили для вас каталог с фотографиями и описаниями различных типов водоемов для сада и огорода.
Пруды для сада и дачи
Виды водоемов для сада
Занимаясь благоустройством участка, многие дачники желают приобрести искусственный водоем. Из-за вариации форм, размеров и внешнего вида садовые пруды для пейзажа нужно выбрать правильный сорт:
Пруд заблокирован естественного водотока. Потому что в частном саду, это явление практически невозможно, водоем часто называют Ручей со стоячей водой. Его размеры могут быть совершенно произвольными.
Искусственный пруд в саду
Создание формы искусственного водоема, необходимо отталкиваться от общего стиля садового ландшафта. Квадратные, прямоугольные или просто круглый водоем, заполните классическая картина, как в естественной свободной петли – для создания особой уютной атмосферы. Глубина зависит от ее назначения:
- 0,3 м – небольшой декоративный пруд;
- 0,3 м до 1 м воды в растения;
- 1,7-2 м – для разведения рыбы.
Фонтан
Создает неповторимую атмосферу отдыха от повседневной суеты. Есть 2 основных типа:
Установлен погружной фонтан в существующий пруд. Такая конструкция увлажняет воздух и питает растения и водных обитателей кислородом. С помощью насоса и специальной насадки, циркуляция воды в пруду, создавая необычные формы.
Погружные фонтаны для сада с элементами скульптуры
Стационарный фонтан-это независимая конструкция. Вы можете выбрать любую модель или форма: кувшин, цветок, рисунок, или даже маскарон – когда вода течет с головы животного, например, льва.
Вид стационарный фонтан маскарон
Водопад
Создать непринужденную атмосферу с помощью водопада. Звук падающей воды успокаивает и авторефератов из фонового шума. Этот пруд будет отличным решением проблемы дороги не далеко от участка. При установке водопада, необходимо учесть ее высоту: чем выше и мощнее двигатель, тем громче будет звук. Лучше всего выбирать водопадов с возможностью регулировать силу потока воды.
Искусственный каскадный водопад
С помощью подручных средств обычный фонтан можно построить установка каскада в процессе реактивного камни или контейнеры. Этот мерцающий композицию дополнит рядом Альпийская горка.
Ступенчатый водопад в саду
Весна
Этот тип пруда идеально подходит для небольших помещений и станет любимым развлечением детей. Другое название исчезающий водопад. Его основе (насос и бак) находится под землей и верхней воды через сопло фонтана.
Весной или исчезающий водопад деревенский
Поток
Для создания потока необходимо наличие большого водоема рядом, из-за последнего насоса для подъема воды. Извилистым потоком, а перелив будет создать естественную картину.Стены пруд, украшенный камнями и растениями. Маленькая хитрость: если вы распространяете камни с берегов ручья йогурт, они будут расти мох, эта картинка будет вызывать крик.
Искусственный ручей в ландшафтном дизайне участка
При строительстве необходимо учитывать высоту склоны и извилистые русла, как это влияет на скорость движения воды. Если ширина пруда является довольно большой, вы просто сделать мост перекидной, что позволит решить проблему с движением и создать сказочный вид.
Мост через ручей в саду
Декоративное болото
Большой популярностью среди владельцев частных домов приобретают декоративные болотца. Этот пруд должен быть изолирован, то есть, вода должна быть “стоящей”, а ее глубина может быть небольшой, потому что болотные растения имеют поверхностную корневую систему.
Пруды для сада – декоративные болото
При строительстве декоративного болота более естественно выглядеть неряшливо камни разных размеров и цветов. Это слегка заброшенный вид, преодолел более гармонично, чем тщательно уложенных камней.
Мини-пруд
Очень часто из-за нехватки места нет возможности установить пруд в саду. В этой ситуации, многие садоводы прибегают к созданию мини-пруда. Для этого воспользуйтесь старой ванной комнате или даже бассейне. Важно не установить бак на солнце, потому что вода будет перегреваться и цвести.
Мини-пруд для сада из бака
Sozdaval мини-пруд в тени, можно даже разводить мелких рыб и расти водные растения. Края украсить танк, получив мини-версию водохранилища. Часто в эти водоемы, посадка небольших фонтанов, которые являются птицы.
Бассейн
Основное различие между бассейнами из других водоемов-это функция для купания. Это не порода рыб или выращивать растения. Украсить бассейн с помощью декорирования его снизу и с боков. Следующий часто организуют зону отдыха с пляжной атрибутикой. Специально спроектированы прогулочная зона, чтобы защитить его от мусора и листьев.
Бассейн для отдыха на дачном участке
При выборе типа резервуара, вы должны рассмотреть вопрос о целесообразности и функциональности, и рельеф участка, и общее благоустройство. Для небольшого участка идеальным решением будет небольшой пруд или мини-водоем, водопад, фонтан, или весной. Они не занимают много места, и позволит вам насладиться композицией, созерцая водотока.
Разновидность стационарного фонтана маскарон
Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках… … Художественная энциклопедия
МАСКАРОН — (ит. mascarone большая и отвратительная маска). Смешная голова, как украш. над оконными отверстиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАСКАРОН франц. mascaron, от ит. mascarone, mascherone, большая и … Словарь иностранных слов русского языка
маскарон — сущ., кол во синонимов: 3 • маска (15) • рельеф (19) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
маскарон — а, м. mascaron m., ит. mascherone. Большая маска; декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Поп. худ. энц. Четыре накладки золоченой бронзы с изображением … Исторический словарь галлицизмов русского языка
маскарон — (маска) (італ. личина) Скульптурна деталь у вигляді горельєфної або барельєфної маски людини чи тварини, яка прикрашала стіни, замки арок, перемички, фільонки, фризи та інші частини споруди і архітектурні елементи, а також використовувалась для… … Архітектура і монументальне мистецтво
Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска) маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. М. помещаются преимущественно на замках (См. Замок) арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием … Большая советская энциклопедия
маскарон — маска, маскарон Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т.п. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Маска (маскарон) льва в декоре Владимирского собора в Херсонесе. Крым, Севастополь.… … Словарь храмового зодчества
Маскарон — м. Скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, срезанных сзади и напоминающих маску [маска I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей, часто в гротескном или фантастическом облике, человеческое лицо или морду животного … Энциклопедический словарь
Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска … Строительный словарь
Фонтан как образ садово-парковой архитектуры
Сооружать фонтаны человечество начало давно. Изначально они использовались исключительно как источники питьевой воды. Но постепенно люди стали замечать, что движущаяся вода удивительным образом способна взаимодействовать с окружающим ландшафтом. И очень скоро фонтан стал одним из центральных образов как городской, так и садово-парковой архитектуры.
Фонтаном принято называть гидротехническое сооружение с замкнутым циклом движения воды. То есть вода забирается из некоего резервуара и возвращается в него же. В общепринятом понимании вода в фонтане выбрасывается либо вверх, либо в крайнем случае в сторону. Хотя сегодня в ландшафтном дизайне широко применяются различные водометы, имитирующие природные источники воды: ручьи, водопады, каскады. Все они тоже, разумеется, работают в замкнутом цикле, хотя этого порой и не видно. Иногда подобные устройства также называют фонтанами.
Итак, любой фонтан включает в себя некую емкость с водой, насос, подводящий шланг и одну или несколько насадок (форсунок). Все остальное (архитектурное обрамление и т.п.) относится к необязательным элементам. Классифицируются фонтаны в основном по типу картины, которую создает движущаяся в воздухе вода. Форму этой воде придают насадки.
Воду в небольших стационарных фонтанах нужно периодически менять. В больших фонтанах и прудах данных мер может оказаться недостаточно, понадобится установить дополнительно фильтрационное оборудование. На зиму фонтан консервируют: сливают воду, а оборудование уносят на хранение в теплое помещение.
Формы воды
Перечислим, какие бывают виды фонтанных насадок-разбрызгивателей (распылителей). Самый простой — одиночный распылитель, выбрасывающий мелкие вертикальные струи на определенную высоту. Насадка, состоящая из нескольких таких распылителей, поднимающих воду на разную высоту, создает ярусный фонтан. Насадка-вертушка, как явствует из названия, вращается и создает несколько спиралевидных потоков. Насадка-гейзер, представляющая собой трубу с соплом на конце, образует струю воды с большим количеством воздушных пузырьков. Верхняя часть форсунки «колокол» имеет форму диска. Ниспадающая вода образует тонкий водяной купол, действительно напоминающий колокол. Регулируя зазор между верхней и нижней частями насадки, добиваются той или иной толщины стенок. Фонтан «тиффани» похож на «колокол», только под диском распылитель имеет несколько отверстий, и вода выбрасывается не сплошной стеной, а отдельными струями одинаковой высоты, создающими весьма изящный рисунок.
«Рыбий хвост» — это когда при выбросе воды образуется несколько вертикальных струй, расходящихся веером и образующих почти сплошную ниспадающую стену. В «тюльпане» поток воды под напором поднимается вверх, формируя расширяющуюся сверху воронку, и, ниспадая по кругу, образует тонкий водяной купол. В «кольце» вертикальный выброс воды происходит на одинаковую высоту из расположенных по окружности отверстий. Очень популярен сегодня фонтан-полушарие — форсунка представляет собой шарик, от него отходит большое количество трубочек, из которых выбрасывается вода.
Мощные лампы дают контрастный жесткий рисунок освещения с резким переходом от света к тени. Чтобы создать мягкую картину, используются маломощные осветительные приборы, которые частенько снабжают цветными фильтрами, дабы играющая вода расцветилась всеми цветами радуги.
На суше и воде
Все фонтаны, которые можно встретить сегодня на рынке, можно условно разделить на две большие группы. Первая группа — традиционные стационарные фонтаны. Резервуаром для воды в них служит специально сделанная чаша. Обычно данные фонтаны представляют собой некоторую архитектурно-скульптурную композицию. Частным видом стационарных фонтанов можно назвать фонтаны пристенные. Около стены дома или другого строения полукругом располагается не-большой бассейн. Архитектурным оформлением таких фонтанчиков служат маскароны (барельефы в виде человеческого лица, головы животного или птицы). Они крепятся на стене и маскируют шланг. Вторая группа фонтанов — плавающие (погружные, понтонные). Их композиционной основой служит некая водная картина, а резервуаром для воды является уже существующий на участке водоем (пруд). Такие фонтаны в отличие от стационарных не являются самостоятельным элементом ландшафтного дизайна, а воспринимаются в совокупности с окружением — прудом, деревьями, травой. В большинстве своем они и не оформляются скульптурно, вполне достаточно той формы, которую создает сама вода.
Заметим, что принятое разделение в некоторой степени условно, поскольку существуют стационарные фонтаны, которые органично вписываются в природный и парковый ландшафт. В первую очередь это уже упоминавшиеся родники, ключи, водопады, каскады. Но есть и фигурные композиции, использующие пруд как резервуар, а природу — как окружение.
Начнем с плавающих образцов. Обычно они представляют собой готовый к использованию комплекс, состоящий из фонтанного насоса с насадкой, закрепленного на специальном поплавке. Иногда в состав конструкции входит еще и устройство подсветки. Для него на корпусе агрегата предусмотрены крепления, так что при желании устройство подсветки можно установить самостоятельно. Монтаж указанных водометных систем чрезвычайно прост. Их закрепляют с помощью якоря или растяжек и подключают к источнику электроэнергии. Преимущества совершенно очевидны: в первую очередь нет потерь напорного давления на преодоление разности высот от дна до поверхности водоема. Не существует проблем неровности дна. А легкость и простота монтажа разнообразят возможности применения. Надоел вам фонтан, можно его снять или переместить в другое место. Более того, вы можете брать его с собой, скажем, на загородный пикник. Нужно только позаботиться еще и о генераторе. К погружным фонтанам относятся и устройства, в которых насос помещается на дно водоема, а насадка выводится на поверхность.
Конечно, существуют и некоторые тонкости. Так, плавающие водные растения типа кувшинок плохо переносят, когда на них сверху льется вода, поэтому они должны находиться вдалеке от фонтана. Кроме того, нужно очень хорошо подумать, какую насадку выбрать, если пруд находится на открытом месте и интенсивно обдувается. Тонкие высокие струи тогда явно не подойдут — их попросту будет относить за пределы пруда. В таком случае логично установить либо заглубленную насадку, которая будет создавать на поверхности воды некое подобие ключа, либо гейзер, образующий мощную пенистую струю, устойчивую к порывам ветра. Правда, для мощного гейзера и насос нужен мощный, так что стоимость увеличится. В отличие от водоемных в стационарных фонтанах основная нагрузка ложится на декоративное оформление. Это могут быть скульптуры и разнообразные архитектурные формы из камня, металла и других материалов.
Чаша фонтана, служащая хранилищем для воды, как правило, собирается из отдельных элементов, швы между которыми заделываются специальными гидроизоляционными составами, обычно поставляемыми производителем в комплекте. Далее в чаше устанавливается центральная фигура и иногда по периметру — ряд второстепенных, меньших по размеру. Самая классическая архитектурная форма — это тоже чаша. Она рассчитана на круговой обзор, поэтому фонтаны с чашей обычно располагают в центре ландшафтной зоны. Чаши могут быть совсем простыми или более изощренными фигурными. Также распространены фонтаны из нескольких чаш с переливом воды. Они как бы нанизаны на вертикальный столб, внизу — самая большая, сверху — самая маленькая. Вода из верхней чаши льется в расположенную под ней, из второй — в следующую, образуя подобие каскада.
Кроме чаш широкое распространение имеют фонтаны со скульптурными изображениями людей и животных. Чаще всего указанные скульптуры изготовляются из искусственного камня. Проще говоря — полимербетона. Благодаря наличию пластификаторов изделие становится устойчивым к перепадам температур и соответственно долговечным. Окрашивание также производится в массе, что обеспечивает стойкость цвета. Можно дополнительно обработать фонтан гидрофобными составами, тогда ему не будет страшна почти любая стихия. Правда, многие предпочитают этого не делать, дабы со временем скульптура выглядела постаревшей.
Самыми стандартными вариантами являются девушки с кувшинами, из которых вытекает вода, играющие или, пардон, писающие мальчики, ангелочки. Фигурками животных (лягушек, слонов и гусей) крупные фонтаны обычно не украшают. Их место — не в центре парка, а на берегу пруда или ручья. Где-то там же, в чаще мавританского газона устанавливают фонтаны в виде грибов, по которым стекает вода, или покрытых обильной росой каменных цветов.
Но это, так сказать, демократичный вариант. Есть еще готовые изделия из керамики и, конечно, из натурального камня (песчаника, ракушечника, гранита или даже мрамора, хотя это и не слишком практично). Но зато дорого. Такие фонтаны часто делают по индивидуальному заказу. Чаще всего они весьма объемные и обычно служат композиционным центром ландшафта, куда сходятся все дорожки и аллеи и вокруг которого как обрамление расположены живые изгороди, клумбы, скамейки. А возносящиеся вверх струи просматриваются отовсюду. Разумеется, столь парадные фонтаны — принадлежность больших участков.
Но совершенно необязательно устанавливать у себя на участке монументальное каменное сооружение. Сегодня на российском рынке можно найти дорогие и эксклюзивные фонтаны, занимающие совсем немного места и при этом являющиеся подлинными произведениями искусства. К примеру, коллекция фонтанов английской фирмы Alexander Rose. Эти фонтаны делают вручную из меди, имитируя деревья, кустарники, цветы и природные композиции, включающие даже стрекоз. Лепестки цветов выполняют из муранского стекла, а ветви и листья из меди со временем покрываются патиной, которая еще более вписывает их в окружающую природу. Для установки фонтанов Alexander Rose необходим пруд диаметром от 1,3 до 2,5 м.
Насосы
Для подъема воды можно использовать обычные погружные объемно-инерционные насосы, но чаще все же используют специальные фонтанные агрегаты. Тем более что на российском рынке представлена продукция довольно большого числа производителей. Фонтанные насосы, как и водоподъемные, бывают погружными или поверхностными, устанавливаемыми на суше. Погружные размещаются на дне водоема на каком-нибудь камне или специально сделанной подставке (помещать насос прямо на дно не рекомендуется — будет засасываться ил) или плавают на поплавке вместе с насадкой. Поверхностные вставляют в фундамент или вовнутрь скульптуры, зарывают в землю (в техническом ящике), маскируют кустами или камнями.