Как насекомые готовятся к зиме
Как зимуют насекомые?
Хоть лето и является праздником жизни, но вечно он продолжаться не может. На смену теплым ласковым дням приходит холод, с лютыми морозами снегом и дефицитом пищи. Для насекомых это трудная пора. Им нужно выжить в этих суровых условиях. Вот и приходится к зиме готовиться заранее.
Все начинается с поиска места зимовки. Каждый вид насекомых подходит к этому вопросу по –разному. Бабочки, например, для своих зимних гнезд используют дупла, гнилые пни, отслоившуюся кору деревьев, и даже чердаки жилых домов. Отдельные их виды предпочитают зимовать в стадии яйца или кокона. При этом взрослая бабочка, прежде чем отложить яйца, ищет тихое безопасное и укромное место, которое обеспечит ее будущему потомству максимально комфортное существование в зимнее время.
Наиболее популярным способом зимовки у бабочек является стадия куколки. Гусеницы и личинки забираются под лесную постилку или под отслоившуюся кору деревьев и там окукливаются. В этой стадии они пробудут до весны.
Есть свой образ зимовки и у перепончатокрылых, к числу которых относятся те же осы и шмели. У этих насекомых зимуют лишь оплодотворенные самки. Места зимовки у них такие же, как и у бабочек. Это: трухлявые пни, отслоившаяся кора деревьев, дупла, естественные укрытия, расщелины в камнях и т д.
Довольно оригинальное место зимовки выбрала для себя личинка жука бронзовки. Она находит гниющие компостные кучи, где всегда тепло, залезает в них, и так зимует.
Но вернемся к бабочкам, вернее к тем их видам, которые, подобно птицам, совершают длительные перелеты к местам зимовки. К такому способу, например, прибегает бабочка «Монарх». В составе огромных стай она покидает северные территории США, устремляясь на Кубу, Флориду и Багамы. Весной ее ждет обратное путешествие, в те места, где она отложит яйца и выведет потомство. На этом ее жизненный цикл оканчивается. Ученые до сих пор не могут понять, как молодые бабочки, ни разу не видевшие своих родителей, и не бывавшие в теплых краях, находят туда дорогу.
Зимой в лесу можно найти различных насекомых, которые обосновались на зимовку в различных укромных местах. Попробуйте отколоть кусочек коры с дерева, и вы наверняка найдете там зимующих насекомых. Это могут быть: совсем крохотный жучок, гусеница, или же личинка того же клопа. Зимуют здесь и паразиты, личинки которых селятся в гусеницах. Попадают они туда из яиц, отложенных взрослым насекомым на их тела. Это отличное место для зимовки, где тепло и всегда полно пищи. С наступлением теплого времени, личинка убивает своего хозяина, выходит наружу и окукливается.
Мухи также впадают в зимнюю спячку. Для зимовки они выбирают теплые и безопасные места, где — нибудь в жилищах людей, например, междуоконными рамами или на чердаке. Аналогичным образом зимует двухточечная божья коровка. Ене можно найти под корнями деревьев, в земле, в лесной подстилке. Срок зимовки зависит от погодных условий, хотя, при затянувшихся холодах, насекомое может погибнуть. Ему просто не хватит пищи, накопленной за лето.
Некоторые виды насекомых, такие как жук — плавунец, зимуют в воде. Если лед на реке прозрачный, то их вполне можно увидеть. Самое интересное в том, что дышать они могут благодаря воздушным пузырькам, которые накапливаются на водных растениях. Жук собирает их в особую полость, расположенную на его животе, и таким образом дышит, используя минимум кислорода. Но как только температура воды повышается, такая возможность у него пропадает, и насекомое вынуждено подниматься на поверхность.
В воде зимуют и личинки стрекозы. У них даже есть жабры, с помощью которых они дышат. К такому способу зимовки прибегает комар. Рыбаки хорошо знакомы с его личинками. Это небезызвестный мотыль, который они моют в реках, просеивая сквозь сито донный ил.
А вот галлица малинная зимует в стеблях малины. Там ей тепло и уютно.
Если говорить проще, то основная задача всех насекомых заключается в том, чтобы пережить зиму и вывести потомство. Именно для этого они и используют различные варианты зимовки. Летом же они усиленно питаются, пытаясь накопить достаточное количество глицерина, без которого их существование зимой было бы невозможно.
Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
Людмила Веренич
Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
«Какие бывают насекомые»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).
Закрепить знания детей об общих признаках насекомых, развивать умение устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Методы и приемы:
практические – игра, физ. минутка
наглядные – презентация, рассматривание насекомых
Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «Кузнечик в траве», грамзаписи «Танец бабочек» М. Красева; отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане» — полет шмеля, комара, мухи.
Презентация «Бабочка Монарх»
1-й слайд — титульный
Дети стоят полукругом.
— Ребята, посмотрите и скажите, кто изображены на картинке.
— Как назвать их одним словом?
— Сегодня мы с вами поговорим о насекомых.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В лесу у пня суетня,беготня:
Весь день хлопочет,
Город себе строит. (Муравьи)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?. (Мухи)
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
На пчелу она похожа
И ужалить может тоже. (Оса)
Дом из камня с завитками.
В этом доме – зверь с рогами. (Улитка)
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать… (Сверчок)
По мере отгадывания загадок с экрана исчезают картинки насекомых.
В середине стола — игрушки насекомые.
А сейчас я вам предлагаю выполнить несколько заданий: необходимо объединить насекомых по признакам:
внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы);
место обитания (наземные, водные);
способ передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).
— Как одним словом можно назвать всех этих существ? (Насекомые.)
— А фантастическую страну? (Насекомия.)
— Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию.
Внимательно рассмотрите насекомых,которые находится экране : цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги (сколько их).
— Где можно найти его, чем оно питается?
Игра «Кто где живет»
Предложить детям выбрать насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.
— Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как защищаются от врагов?
-Как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться?
— Где он меньше будет заметен в траве или на коре дерева? Почему?
— Знаете ли вы,почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?
-Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке — получается скрип, стрекот.
-Какого насекомого вы видите?
— Почему божьих коровок так называют?
— Коровками, потому что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая.
Из- за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы.
-Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю.)
— А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.
Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под комками, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания листвы в садах и огородах.
— Я хочу вам рассказать небылицу. Вы внимательно послушайте и скажите, что не так.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были — вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
— Почему этот рассказ называется небылица?
— Найдите ошибки в рассказе: бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют); бабочки не питаются мухами (а чем).
— Почему бабочек называют «Крылатая радуга»?
Летит стрекоза, — дети бегут по кругу, расставив руки.
Как горошины глаза. — руками показывают большие глаза.
Вверх, вниз, – сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.
Взад, вперед, — меняют направление бега.
Как прозрачный самолет. – свободно бегают.
— Сегодня ямы познакомимся с бабочкой Монарх.
Бабочки – монархи — это красивые бабочки.
Бабочки – монархи летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов.
Цвет бабочки видоизменяется на солнце. Сверху ее крылышки окрашены в шоколадный цвет.
Гусеницы бабочки – монархи очень любят кушать растения, которые выделяют млечный сок. Поэтому эти бабочки откладывают яйца на листьях таких растений.
Когда гусеница бабочки-монарха, прикрепившись к листику, висит в форме крючка, это означает, что она скоро окуклится. Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на свое тело, и получается куколка.
Вот такая куколка получается из гусеницы бабочки-монарха. Куколка висит на листике, приклеившись к нему. Она красивого зелёного цвета, с золотистыми точками. Куколку можно потрогать – она твёрдая.
Гусеница, которая сидит в куколке, начинает превращаться в бабочку. Вместе с её превращением меняется цвет и ее домика – куколки. Сначала он темнеет, становится почти чёрным.
Стенки куколки становятся всё тоньше и тоньше. Через образовавшуюся дырочку бабочка начинает вылезать из куколки. Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки – она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли. И их надо расправить и высушить
Когда крылья высохли – бабочка начинает летать. Через сутки, бабочка начинает чувствовать голод. Она садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок и она может пить нектар!
Днём бабочки-монархи летают, а ночью спят высоко на деревьях.
Больше всего бабочки-монархи любят пить нектар из фиолетовых и жёлтых цветов, если их нет – то они пьют нектар из белых и синих цветов. Если и таких цветов не находят, то пьют нектар из красных цветов.
Бабочки собираются в большие стаи и летят вместе. Бабочкам нужно два месяца, чтобы преодолеть это расстояние. Бабочки-монархи, живут около восьми месяцев!
Игра «Хорошо — плохо»
— Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало?
— Много разных насекомых – это хорошо (интересно наблюдать, красиво, пища для других животных) или плохо (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д. ?
— Конечно, ребята, насекомые бывают разные, но относиться к ним надо бережно, потому что в природе не бывает ничего лишнего.
— Молодцы! Мне понравилось с вами работать. А вам?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Что вы узнали интересного, нового?
«Какие бывают снежинки» — совместное творчество родителей и детей во второй младшей группе В преддверии самого чудесного, волшебного праздника-Нового года,всегда хочется чего-то интересного, необычного, сказочного. Поэтому мы решили.
Аппликация в детском саду. Средняя группа. Тема «Насекомые». Аппликация «Божья коровка» Из бумаги черного цвета и с помощью дырокола делаем заготовки черных точек для божьей коровки. Из бумаги черного цвета вырезаем овал.
Цветы и насекомые. Муравьишек норочка- Маленькая горочка. В гости к ним не ходит лень, Все работают весь день. Только солнышко взойдет, Ночь за горы уплывет,.
Коллаж «Насекомые» Наступила прекрасная пора — лето! В природе столько много интересного, увлекательного. С 15 июня в старшей группе «В» прошла неделя, посвященная.
Лексическая тема «Насекомые» Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница. Программное содержание. Способствовать.
Лэпбук «Насекомые» Совсем недавно познакомилась с лэпбуком. И сразу же увлеклась им. Эта интерактивная книга имеет массу достоинств. Мне понравилась сама форма.
НОД по развитию речи во второй младшей группе. Лексическая тема «Насекомые» Программное содержание: 1. Уточнить представления детей о внешнем виде насекомых. 2. Активизировать и систематизировать словарь по теме.
План-конспект урока «Какие бывают растения?» 1. ФИО: Березина Ольга Ильинична 2. Место работы: МБОУ СОШ № 4 с. Иглино 3. Должность: Учитель начальных классов 4. Предмет: Окружающий.
Игра «Какие бывают птицы» Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы»Программное содержание: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической.
Сценарий проектной деятельности. Тема: «Насекомые» Сценарий проектной деятельности. Тема: «Насекомые» Ведущий с лупой: У меня в руках предмет Он знаком вам или нет? В том конечно нет секрета,.
Осенние заботы насекомых
Вот и наступила пора, когда мамы достают из шкафа наши теплые свитера и перчатки, ведь лето закончилось и осень вскоре пройдет, а к нам приедет белоснежная гостя — зима. Мишка подыскивает берлогу, в которой будет спать до весны, птички улетают в теплые края, а как насекомые готовятся к зиме?
Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем
- Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Божья коровка.
- Следующая чудо-букашка самая большая из всех трудяжка, иногда кусается и муравьем называется.
- Ранним утром ей не спится — очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая. пчела.
- Как жужжу я в летний день, знает Твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня. мушка.
- В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Это же паук. Часто его ошибочно считают насекомым, однако он принадлежит к ряду членистоногих животных из класса паукообразные.
Как насекомые готовятся к зиме
Вспоминая виды насекомых, мы узнали, что все они имеют свои особенности, а, следовательно, и к зиме готовятся по-разному. Давайте все-таки узнаем, как.
Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат— они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.
Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в лабиринтах муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.
Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.
А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.
Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.
Теперь мы знаем куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество Христово и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.
Где и как зимуют насекомые.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.
Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.
С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».
Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.
Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.
Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.
Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.
Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.
Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Где и как зимуют насекомые .
Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.
Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.
С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».
Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.
Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.
Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.
Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.
Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.
Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.