3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизайн средового пространства

Дизайн средового пространства

Средовой дизайн: основные понятия и характеристика

Тема № 14

В середине ХХ века дизхайн стал глобализироваться и наряду с его традиционными формами (индустриальный, графический, архитектурный) он стал активно использоваться в проектировании предметно-пространственной промышленной среды.

Предметно-пространственная бытовая среда, например в виде интерьеров дворцов или домов богатых горожан, стала формироваться еще в средние века в результате художественных решений, предлагаемых наемными архитекторами или художниками в процессе проектирования и строительства зданий.

В ХVIII-ХIХ вв. стал развиваться дизайн интерьеров мест общественного питания (кафе, чайные дома, рестораны) и офисных помещений.

В связи с бурным развитием в ХIХ в. науки и техники, ростом городов как центров промышленного производства и крайне негативным его воздействием на городскую среду, в ХХ в. возникла острая необходимость гармонизации «рукотворной» промышленной среды с человеком и окружающим мировм.

В русском языке словом «среда» обозначаются:

— система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;

— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое производство.

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой – то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна – в целои полнятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности – специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» — в частности. Среда – это комбинации пространства, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в цеслостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла. Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.

Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении его с архитектурой.

Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства – «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат.

Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего собразом постройки, того, что «сделано» строителем, «видно» зрителю, служит оболочкой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь – с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства – архитектурный образ.

Иначе обстоит дело с архитектурной средой – она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере» или «образе среды», который отличается от термина «архитектурный образ» комплексным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатлений от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и архитектурного решения этой ситуации.

Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования – функции – и «следствия» проектной деятельности — комплекса материально-физически- и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

В этом – сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитентурных (пространственных) дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования , хотя способы их проектного формирования различны.

Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала – определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и – главное – участники процесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы – дизайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего.

Следующит структурным блоком признана архитектурно-пространст-венная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное проектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» варианты пространственных предложений к параметрам функциональных требований, надеясь их уточнить или реформировать.

Третий блок – совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу – от функционально обусловленного оборудования до элементов артдизайна. Эта группа работ имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее. С другой стороны – общаться с попавшими в поле его зрения вещами и устройствами как элементами средовой композиции – уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоративный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Этапы формирования архитектурной среды представлены на рис. 14.1. [1].

Читать еще:  Интерьер дома в стиле минимализм

Рис. 14.1. Формирование «образа среды»

В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются преднахначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй – создает этот смысл вместе со зрителем, учитывая при этом вес реализации окружающей действительности.

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых образа: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств.

Их многое роднит: гететическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «внеархитектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов – они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) – художественная организация (композиция) пространства – насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)».

Интерьеры разделяются на «архитектурные» и «предметные». Их отличие состоит в том, что архитектурные интерьеры созданы сторителем (архи-тектором), например здания или помещения, а предметные – это наполнение указанного здания (помещения) определенными предметами, например машинами для реализации того или иного производственного процесса, либо оборудованием для проведения работ, например в офисном помещении, или бытовых предметов для осуществления жизнедеятельности человека внутри квартиры.

На рис. 14.2. представлен один из вариантов «предметного интерьера» в виде помещения с оборудованием для офиса середины ХХ века [1].

Большинство крупных стационарных дизайнерских форм – оборудование цеха, мебель и средства коммуникаций в офисе, сооружения парковых аттракционов – организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. Средства транспорта, вагоны метро, автобусы – проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психологический настрой городского средового пространства. Посуда, бытовые приборы в квартире придают замкнутому состоянию среды различные оттенки.

Рис. 14.2. Интерьер помещения с оборудованием для офиса

Все вместе они формируют широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций. Таким образом, концептуальный смысл средового творчества – создать художественное или художественно-техническое решение объединяющее эстетику архитектурного строения предметов, наполняющих его объем и процессы человеческой деятельности внутри указанного объема.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

Очередь

  • Удалить все
  • Отключить

Что такое дизайн среды?

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось видео?

Не понравилось?

Текст видео

Дизайнеры среды создают мир вокруг нас. От них зависит, как мы будем ощущать себя дома, в общественных пространствах и даже на улице. При этом они прорабатывают не только визуальную составляющую, но и заботятся о функциональности, освещении, звуках, запахах. Дизайн среды начал активно развиваться совсем недавно, поэтому молодое поколение средовых дизайнеров особенно ценно.

Выпускники магистратуры «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Михаил Хохлов и Глебова Анастасия взяли интервью у студентов и выпускников Школы дизайна профиля «Дизайн среды» и спросили, что такое дизайн среды и как он формирует жизнь вокруг нас.

Руководитель проекта: Анна Новикова

Руководитель направления «Дизайн среды»: Александр Джикия

Дизайнер среды

Видео о профессии

К решению задач он подходит комплексно, стараясь достичь гармоничного результата. Беря за основу достижения архитектуры и прикладного искусства, мастер создает образ, в котором гармонируют красота, функциональность и практичность. При этом вид полученного объекта передает его внутреннюю суть, т.е. несет какую-то конкретную идею. Направление подойдет любителям рисования и черчения с отличным художественным вкусом.

Дизайнер среды

Дизайн среды — совсем новая специальность, которая обещает стать одной из самых перспективных в направлении. Она возникла в середине прошлого века, но только в последние 10 лет ей стали уделять должное внимание.

Психологи признали факт интенсивного влияния интерьера на человека. А также установили, что с его помощью можно воздействовать на эмоциональное и психическое состояние людей, их мироощущение.

В своей работе дизайнер среды не просто использует подходящие цвета и формы. Он пускает в ход особые приемы, за счет которых оттенки сочетаются с освещением, фактурой материалов, рисунками, свойствами предметов. Все это приводит к созданию образа, отвечающего конкретным задачам.

Такой мастер способен сделать жилое помещение успокаивающим, а офис — настраивающим на работу. В развлекательном павильоне он стимулирует выброс позитивных эмоций, в магазине помогает покупателям ориентироваться в пространстве или делать больше покупок.

Читать еще:  Из чего состоит поверхностный дренаж

Дизайнер архитектурной среды

Дизайн среды представлен двумя направлениями — архитектурное и виртуальное. Каждая специализация обладает особенностями, но они тесно связаны между собой.

Дизайн архитектурной среды представлен тремя областями:

  • работа с жилыми помещениями — включает продумывание и создание красивого, функционального интерьера, а также ландшафта. Обычно главной целью мастера становится создание комфортных условий с учетом вкуса заказчика;
  • работа с объектами общего пользования — в этом случае дизайнеры занимаются офисами, банками, государственными учреждениями, учебными заведениями и многим другим. Повышенное внимание уделяют коммерческим проектам, например, ресторанам, развлекательным центрам, магазинам. В одних случаях мастер должен выделить тип помещения, в других — привлечь как можно больше посетителей;
  • работа с выставочными стендами — направление набирает популярность, ведь от качества подачи инсталляции зависит успех участника выставки. Одна из самых сложных областей дизайна среды, в которой нужно создавать уникальные образы в условиях ограниченного пространства. Мастер должен придумать стенд, который отвечает духу мероприятия, соответствует политике компании, привлекает внимание, несет информационную нагрузку.

Дизайнер архитектурной среды — это художник, который должен творчески подходить к решению задач, но при этом выполнять требования заказчика.

Кто такой дизайнер виртуальной среды обитания

В последние годы стремительно увеличивается степень влияния виртуальности на жизнь человека. Это открывает новые возможности для представителей разных сфер — от обучения до медицины. На фоне развития этого направления запускаются проекты, в основе которых лежит использование виртуальной или дополненной реальности. Для ее максимально эффективного использования нужны профессиональные визуализаторы виртуальности. Они создают по шаблону пространство, попасть в которое можно просто надев специальные очки.

Вот лишь наиболее популярные области использования виртуальной среды обитания:

  • развлечения — кино, компьютерные игры, аттракционы, просмотр спортивных матчей;
  • медицина — проведение операций с помощью симуляторов, лечение психических расстройств или фобий;
  • дизайн интерьера — под влиянием эффекта присутствия подбираются все нужные элементы, оценивается их расположение и влияние на обитателей помещения;
  • образование — работа в стимуляторах, позволяющих оттачивать практические навыки (управление разными видами транспорта, проведение физических или химических опытов);
  • военное дело — отработка способов ведения боя в различных условиях, проверка эффективности созданного оружия;
  • продажа или аренда недвижимости — сегодня клиенты могут осматривать подходящие объекты прямо дома или в офисе риелтора.

Дизайнер виртуальной реальности создает особый мир, который отвечает требованиям заказчика. Это может быть точный аналог какого-то места с возможностью внесения изменений или полностью вымышленный объект. «Пребывание» в нем не ограничивается просматриванием картинки, а сопровождается воздействием звуковых, световых и даже тактильных эффектов.

Особенности профессии дизайнера среды

Работа представителя профессии традиционно состоит из нескольких этапов:

  • разработка концепции проекта на основании идеи, составление технического задания, планирование;
  • документальное оформление задумки, подготовка чертежей, макетов, планов, прописывание инструкций для работников;
  • подбор сырья, материалов, оборудования и всего, что понадобится для реализации проекта;
  • практическое осуществление задумки, контроль работы всех участников проекта;
  • оценка результата, внесение коррективов, сдача объекта клиенту.

Дизайнер виртуальной среды должен работать по такому же алгоритму, несмотря на специфику своего положения. Это позволит избежать задержек и грубых ошибок, которые в компьютерном мире могут стать причиной провала всего проекта.

Важные качества

Для эффективной работы на должности дизайнера среды нужно иметь пространственное воображение и хороший художественный вкус. Также в выполнении заказов мастеру помогут креативность, внимательность, терпение, усидчивость, чувство гармонии и отличный глазомер. Не лишними будут коммуникабельность и пунктуальность, умение понять требования заказчика.

Что нужно уметь

Дизайнер среды должен знать основы композиции, различать художественные стили. Он обязан ориентироваться в законах современного дизайна, принципах визуального восприятия. В перечень обязательных знаний входят: теория и методы моделирования, характеристики строительных материалов, технологий, конструкций. Важно владеть основами колористики, приемами выражения архитектурных идей, навыками работы в программах по проектированию.

Плюсы и минусы профессии

  • Направление дизайна среды постепенно набирает популярность, поэтому в ближайшие годы ожидается рост спроса на таких сотрудников.
  • Уровень их дохода при высоком качестве выполнения заказов существенно превышает средние данные по стране.
  • Также к плюсам профессии относят возможность работать удаленно и по свободному графику, заводить полезные связи.
  • При желании опытный сотрудник способен запустить свой собственный проект, отказавшись от статуса наемного работника.

Главный минус специализации в том, что она пока востребована только в больших городах.

Стоит заранее подготовиться к сложностям на старте карьеры, пока не набран опыт и мало реализованных проектов.

Негативным моментом считается риск несовпадения видения ситуации с заказчиком, что может стать источником конфликтов.

В какой-то степени дизайнеры несут материальную ответственность за свои проекты.

Еще они нередко вынуждены проводить время на строительных площадках, контролируя проведение работ.

Известные представители профессии

Обучение на дизайнера среды

Для получения профессии лучше всего закончить институт по специальности «Дизайн», а затем прослушать профильные курсы. Первый шаг позволит получить теоретическую базу. Второй поможет приобрести навыки работы в профессиональных компьютерных программах, перечень которых постоянно увеличивается.

Читать еще:  Интерьер квартиры в стиле прованс фото

Ступеньки карьеры и перспективы

В сфере дизайна среды предусмотрен горизонтальный карьерный рост. Начав с должности рядового сотрудника в дизайнерском агентстве или архитектурной студии, можно всего за пару лет наработать портфолио, набрать базу клиентов. После этого одни профессионалы переходят в более солидные организации, а другие предпочитают действовать самостоятельно в качестве фрилансеров.

Где можно работать

Некоторые представители профессии изначально начинают работать на себя, самостоятельно занимаясь поиском клиентов. Чаще всего начинающие сотрудники все же устраиваются в дизайнерские агентства, арт-студии, архитектурные и конструкторские бюро. Это могут быть государственные и частные компании.

Направления

Самое распространенное коммерческое направление в дизайне среды — это создание интерьеров. Мастера ведут работу с жилыми помещениями, офисами и другими вариантами коммерческой недвижимости. Государственные компании привлекают таких работников к созданию городской среды. Это может быть проектирование парков, реставрация исторических объектов, прокладка дорог, разработка систем навигации и многое другое. Еще одна группа дизайнеров работает над созданием выставочных экспонатов, продумывая инсталляции до мельчайших деталей.

Профессии

Дизайнер среды — это не обязательно разработчик интерьера объекта. Направление подразумевает наличие массы узких специализаций. Сюда входят такие профессии, как архитектор, реставратор, осветитель, специалист по коммуникациям, дизайнер мебели. В отдельную группу выделяют управленческие должности, например, менеджер проекта или руководитель целого направления.

Оплата труда

К услугам дизайнера среды обычно прибегают состоятельные граждане, что обеспечивает представителям профессии высокий уровень дохода. Новички в этой области на старте карьеры получают от 30-50 тыс. рублей. Зарплаты профессионалов начинаются от 70-80 тыс. рублей. Мастера, к которым стоит очередь из клиентов, зарабатывают от 150 тыс. рублей в месяц.

Зарплата на 30.04.2020

Россия
20000—100000 ₽

Москва
50000—150000 ₽

Заключение

Дизайнер среды — новое, но уже востребованное и популярное направление. Получив образование по этому профилю, можно устроиться на работу в частную фирму, государственное учреждение. У мастера с организаторскими способностями высокие шансы на успешное развитие собственного проекта.

Дизайн образовательного пространства: создавая условия

Учебные пространства России: диагностика ситуации

Эстетические и эргономические свойства пространства западных ВУЗов являются одним из сильнейших аттракторов, подстегивающих желание российской молодежи в них поучиться. Свойства пространства, которые они видят, красоту, функциональность, удобство — создают образ другого опыта, другого знания и других компетенций. Другого себя.

Российские университеты могут по праву гордиться своими научными достижениями и результативными студентами, но сильно проигрывают во всем, что касается комфортной среды для обучения и преподавания. Доставшиеся нам учебные пространства часто поражают своим масштабом и величием, но совершенно не пригодны для удовлетворения потребностей современного образовательного процесса.

Мы взяли интервью у нескольких экспертов области дизайна и образования, и все они сошлись в одном мнении — надо что-то делать и менять сложившуюся ситуацию, пока все студенты не разъехались.

Дизайн школы без педагогической концепции бессмысленен, то есть любой дизайн — это есть некое материальное проявление твоей педагогической идеи, пока нет идеи, нельзя сделать дизайн, который всем хорош

О самом процессе обучения: Обучение происходит у человека телесно, мыслительные процессы связаны с нашим физическим состоянием, соответственно, если мы говорим про обучение, то там 100% должен предполагаться не только контейнер для аудитории, как сейчас это делается

Пример кардинальных отличий в подходе к строительству университета у нас и у западных коллег: Я учился в Финляндии и видел: постоянно пристраивались новые корпуса. Это все было на берегу озера, с другой стороны лес, поэтому можно было совершенно спокойно построить 3, 4, 5 корпус, и это развитие по какому-то генплану, который был у них давно сделан. То же самое касается среды всей рекреационной, тоже постепенно по мере роста, по мере потребностей выделялись ресурсы для того, чтобы строить новые куски. У нас такого практически никогда не бывает, потому что, во-первых, все вузы находятся в разных зданиях и само понятие кампуса для России достаточно такое редкое, а те вузы, которые делались где-то далеко — у них не было времени, ресурсов, чтобы делать такие амбициозные проекты, и только сейчас кто-то пробует делать что-то большое

Пример проектирования «умного» пространства — это «Институт Аалто» на острове Эспо, даже по фотографиям можно увидеть, как там все здорово сделано. На самом деле там очень хорошая концепция: существует физическая сторона с производственными комплексами, то есть там абсолютно физически видно из учебных залов, как работает производство. Это не иллюзия, а действительно работающие цеха, которые видят студенты в момент учебы, то есть это полное слияние учебного и производственного процесса даже в рамках аудио-визуального пространства

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector