Сдержанная эстетика садовой флоры
Сдержанная эстетика садовой флоры
Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных шафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. В географической науке эстетика ландшафта делает первые шаги, хотя еще в начале XX в. В.П. Семенов-Тян-Шанский и А. Геттнер обратили внимание на эстетическую ценность ландшафта, духовную значимость пейзажной среды. В.П. Семенов-Тян-Шанский писал о необходимости географического изучения пейзажей, в том числе ландшафтных (пейзажных) тонов, запахов и звуков, считая, что «у географии изо всех наук наиболее тесное соприкосновение с искусством» [18, с. 261]. Методология ландшафтной эстетики пока относительно бедна. Помимо собственных разработок она, очевидно, должна опираться на философские основы эстетики и эстетику искусства с их богатейшим теоретическим арсеналом
Большинство мыслителей прошлого и наших дней сходятся во мнении, что красота есть функции гармонического устройства мира. Красота — воспринимаемый нами порядок, присущий объективной реальности. Такой была эстетическая позиция Платона, пифагорейцев, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и многих других сторонников, как материалистических взглядов, так и объективного идеализма.
Системно организованный ландшафт упорядочен в пространстве и времени. Этим он и прекрасен. Со времен В.В. Докучаева и Л.С. Берга гармония ландшафта понимается прежде всего как закономерная генетическая и функциональная сопряженность слагающих его природных компонентов. Компонентная упорядоченность выражается в строгой стратиграфической последовательности пронизатающих друг друга геогоризонтов. Ими формируется вертикальная структура геосистемы. В каждом природном регионе обнаруживаются типовые сопряжения, своего рода стандартные наборы вертикальных структур. Их анализ и типология дают основания для систематики ландшафтов. Познание связей и взаимообусловленности природных компонентов доставляет исследователю истинное эмоциональное наслаждение.
Изоморфные блоки образуют горизонтальную структуру ландшафтов. Изоморфизм в устройстве мира был подмечен еще в античной древности. Гераклит, Пифагор, Аристотель и другие полагали, что в организацию природы заложены определенные шаблоны, согласно которым она состоит из сравнительно простых, закономерно сочлененных конструкции. Таково же по смыслу современное понимание морфологической структуры ландшафта, состоящей, как известно, из взаимосвязанных генетически и функционально морфологических единиц (фаций, подурочиш, урочищ, местностей). Их чередование и взаимное расположение в пространстве подчиняются законам ритма, симметри, фракталь-ности, нуклеарности и др. Иными словами, морфологическая структура ландшафтов зиждется на законах гармонии.
Залогом тому сама природа человека, рожденного эволюционирующим миром и подчиняющегося всем его законам, в том числе законам гармонии и красоты. Эстетические идеалы человечества веками и тысячелетиями формировались гармонией среды. Поэтому прекрасное для одного предположительно должно быть прекрасно и для другого. ] В свое время И. Кант высказывал догадку о сверх-субъективной_всеобщности ощущения прекрасного. Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. Видимо, не случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А. С. Пушкина и А.А. Ахматовой. В эстетическом воспитании роль ландшафтной среды важнее искусства. В этом мнении сходятся философы (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев), педагоги (К.Д. Ушинский), художники (Н.К. Рерих). В дневниках П. И. Чайковского находим запись: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства».
Однако обратимся к научным разработкам. Интересные мысли по данному поводу высказал Феликс Патури: «Вольно или невольно человек берет за образец окружающий его мир, когда он стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его со всем тем, что его окружает. И если один и тот же архитектурный принцип, тысячекратно варьирующий в царстве флоры, вновь и вновь оказывается в поле зрения человека, то это не прохояпт бесследно» [12, с. 78|. В сказанном можно найти аналогию с принципом симметрии, обоснованным Пьером Кюри: симметрия порождающей среды накладывается на симметрию тела, образовавшегося в этой среде. Иными словами, системно организованная природная среда оказывает мощное информационное давление на человека, принуждая адекватно воспринимать ее гармоничные формы.
Информационный анализ, заинтересовавший психологов искусства А. Моля, Р. Арнхейма и др., давно применялся в эстетике ландшафта. Одну из наиболее развернутых программ такого анализа предложили литовские специалисты во главе с К.И. Эрингисом. Была разработана методика «детального структурного исследования элементарных единиц пейзажа».
Признаками эстетичности пейзажа названы: многоплановость, ярусномть, на-личие пейзажной доминанты,. кулисы, окаймляшие пеизаж,_красочность, сезонная и суточная ритмичность,. девственность, отсутствие антропогенных разрушений и др. Особо в эстетическом плане оцениваются рельеф, воды, растительность, антропогенные объекты. Каждый из показателей определяется неким числом условных баллов. Общая оценка эстетических достоинств пейзажа определяется путем их суммирования. Параллельно была разработана методика ландшафгно-эстетического картографирования, составлены первые карты эстетической оценки ландшафтов. Пока в них используется традиционная генетическая классификация ландшафтов. В дальнейшем для этих целей, видимо, следует создать специальную классификацию пейзажей, основанную на визуально воспринимаемых эстетических признаках.
Ландшафтный дизайн. Прикладной стороной эстетики ландшафта является дизайн ландшафта, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты.
По мнению архитекторов: «Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта».
В связи с этим ландшафтный дизайн следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых (незастроенных) пространств антропогенных ландшафтов.
Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Дизайн во многом формирует внешний облик – пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения.
Главным объектом ландшафтного дизайна, как правило, является экологический каркас хозяйственно освоенной территории -–разного рода зеленые насаждения, водоемы и др. Особенно велика роль ландшафтного дизайна в художественном конструировании открытых городских, рекреационных и других средообразующих геосистем. Геосистемы иного функционального назначения, например сельскохозяйственные, промышленные, энергетические, транспортные, также нуждаются в нем. Однако далеко не всегда становятся его объектом.
Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармонического сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии – асимметрии, ритма, контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта. Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландщафтного пространства как в территориальном, так и временном аспектах.
Истоки современного ландшафтного дизайна следует искать в садово-парковом искусстве. Выработанные им на протяжении веков законы, правила, нормы и в наше время играют определяющую роль в художественном оформлении антропогенного ландшафта.
Традиционный китайский сад – искусство создания высшей гармонии
Восточная культура имеет особую связь с природой, поэтому китайский сад – нечто большее, чем вариант дизайна. Это высокое искусство, способное не только приносить эстетическое удовольствие, но и побуждать к размышлениям и самосовершенствованию. Сад – это миниатюрный идеализированный мир, в котором человек взаимодействует с природой. Поскольку первичными в китайском искусстве являются визуальные образы, пространство в саду организовывают в гармоничный и неповторимый пейзаж, подобно иероглифу.
Традиционные составляющие сада в китайском стиле
С древних времен принцип устройства китайского сада основывается на взаимодействии ключевых элементов, которые несут в себе определенные символы.
Вода как основа сада
Вода – символ постоянного движения. Архитектурные конструкции в китайском саду всегда возводят так, чтобы наиболее выгодно обыграть их отражение в водоемах, а своеобразная форма крыши позволяет дождевым потокам красиво стекать вниз, образуя подобие водопадов. Так осуществляется некая связь неба с водной стихией. Помимо того, что водоемы в саду имеют эстетическую ценность, они всегда функциональны – их используют для полива и разведения рыбы.
Философия китайского сада в значительной мере опирается на учение об организации пространства и его энергетическом влиянии на человека – фэн-шуй. Поэтому, чтобы добиться максимально благоприятной циркуляции энергии в саду, водоем должен иметь плавные очертания, подобно природным скоплениям воды, и быть чистым всегда.
Искусство расположения камней
Камни в саду олицетворяют связь человека и космоса. Они обычно используются в виде групп из нескольких элементов, одиночных камней, насыпей в форме гор.
Камни традиционно подразделяют на типы, исходя из формы и особенностей внешнего вида (отверстия, «складки»). Отношение к камням в садовом искусстве Китая особое – они практически выступают живыми существами, а их расположению придается большое значение. Высокую ценность имеют камни с выемками от водного потока – считается, что они буквально ловят окружающее пространство. Такие экземпляры обычно выкладывают горкой по центру водоема. При этом они символизируют мужское начало «янь», а вода – женское «инь».
Интересно, что большие камни, расположенные отдельно от группы, часто ставят в перевернутом виде – согласно китайской философии, выйти за пределы обычного земного мира можно только увидев обратную сторону вещей. Иногда камни также несут в себе символику облака, таким образом, сад трактуется как проекция небесного мира.
Горы в китайском саду имеют причудливые формы и множество пещерок. Делают их из камней или сталактитов, в высоту возвышенности иногда достигают трех метров. Гора в искусстве Китая часто выступает некой оболочкой, в полостях которой обитают божества.
Отличительные черты малых архитектурных форм
Архитектурные элементы китайского сада являются полноправными составляющими композиции и включаются в проект на начальном этапе. Практически всегда сад в китайском стиле отграничен от остального пространства – обычно его окружают светлые высокие стены. Они могут быть как сплошными, так и иметь множество отверстий, создающих определенный ритм – «музыку» сада.
В классическом варианте сада учитывается не только пейзаж участка в целом, но и вид со всех возможных точек, в том числе из окон архитектурной конструкции. Примером особого мастерства считается сад сложной планировки, в котором буквально с каждым шагом открываются новые картины, каждая из которых является частью общей симфонии. В нем часто используют галереи и округлые мостики, которые «ведут» зрителя таким образом, что он может ощутить всю прелесть меняющихся видов.
Основным архитектурным объектом выступает павильон с пагодой, отражаемый водным зеркалом. Он зачастую имеет круглые проемы – эта форма символизирует Луну, которая в китайской культуре тесно связана с понятием бессмертия. В давние времена павильон являлся местом поэтического или живописного творчества. Около воды также располагают домики для проведения чайных церемоний или беседки, в конструкциях которых преобладает дерево.
Сдержанная эстетика садовой флоры
В традиционном китайском саду обычно нет травы – землю укрывает измельченный камень. Также в нем нет особого буйства красок и разнообразия растительности – его красота в сдержанности и тонких цветовых сочетаниях. Цветущие обитатели такого сада – почитаемые в Китае пионы, лотосы, орхидеи и хризантемы. Цветы часто располагают в горшках, что символизирует человеческий труд над природными дарами. К тому же, это позволяет легко менять композицию и поддерживать постоянное цветение.
Особое внимание стоит уделить карликовым деревьям, выращивание которых давно превратилось в настоящее искусство. Они предают пространству некую «театральность», втягивая зрителя в игру с масштабом. Также в китайской культуре пользуются уважением:
- сосна, олицетворяющая духовную силу;
- плакучая ива – символ мужского начала;
- персиковое дерево, почитаемое небожителями;
- бамбук – мощная защита от негативной энергии.
Самостоятельно сделать сад в китайском стиле нелегко, ведь это занятие с древних времен является уделом специально обученных мастеров. Однако, решившись на создание этого райского уголка, вы получите нечто большее, чем просто симпатичный садик, а именно – островок радости и гармонии, способный изменить к лучшему не только дачный участок, но и вас самих.
Этот симпатичный участок, который держит в тонусе семейный бюджет и все мышцы моего тела, благоустраивался не один . Далее
Сад в последнее время все чаще становится неотъемлемой частью каждого дачного или приусадебного участка и предметом особой . Далее
Вдохновляющие фото дизайна зимнего сада в доме – результат тщательного планирования и правильного подбора растений. Например, для . Далее
Прованс – это изысканный стиль милых французских деревушек, ставший за последние годы невероятно популярным во всем мире. . Далее
Любой вид восточного искусства обращен к эстетике аскетизма – его роскошь не в изобилии, а в тщательном . Далее
Ландшафтный дизайн садового участка – это возможность выразить свое «я» с помощью цветочных насаждений, рисунка дорожек и . Далее
Чтобы создать на своем участке земли пейзаж, который будет радовать глаз, мало наличия одних только инструментов, семян . Далее
Особенности эстетики садово-паркового искусства.
искусство создавать пейзажные парки, сады, озеленяемые участки для удовлетворения культурных, эстетических и бытовых нужд и потребностей человека. Его главным отличием от других видов искусства является то, что материалом для него служит живая природа и природные ландшафты.
Человек здесь завершает то, что начала сама природа: устраняет случайное, добавляет недостающие части ландшафта (искусственные дорожки, водоемы, беседки, статуи и т. д.).
Главным является объединение элементов природы и архитектурных сооружений в единое гармоническое целое. В процессе исторического развития возникало много приемов и стилей в композиции садово-паркового искусства, учитывавшего изменение эстетических идеалов, своеобразие бытовых и культурных традиций своего времени.
Основными видами садово-паркового искусства являются регулярный и пейзажный. Длярегулярного характерно геометрическое построение, строгая рациональная схема. Красота естественной природы при устройстве этого типа парка имеет второстепенное значение в силу ее «хаотичности», «неправильности», т. е. нерегулярности. Для пейзажного вида садово-паркового искусства характерно живописное расположение композиционных элементов, большей частью созданное самой природой. Регулярные парки часто называют «французскими», пейзажные — «английскими».
В рабовладельческом и феодальном обществе преобладали частные сады, парки при дворцах и культовых постройках и т. д. Регулярные сады появляются уже в Древнем Египте и в Вавилоне («висячие сады» Семирамиды). В городах Древней Греции зародились общественные сады — для прогулок, игр, состязаний. Подъем садово-паркового искусства в Европе отмечается в эпоху Возрождения в основном в Италии и Франции; здесь активно использовался рельеф местности с монументальными лестницами, каскадами, многочисленными скульптурами (итальянские виллы в стиле барокко). В XVII в. эстетические идеалы классицизма (строгая гармония, рационализм, симметрия) нашли отражение и в планировочных принципах парковых ансамблей. В это время и создаются т. наз. регулярные («французские») парки Центральное место в их планировке занимает дворец, перед его фасадом располагается партер — открытая часть парка с газонами, водоемами, кронами деревьев, которой придается геометрическая форма (например, Версаль, Сен-Клу и др.). Во второй половине XVIII в. появляются свободно и естественно планируемые пейзажные («английские») парки. С утверждением просветительских идей, особенно Руссо с его стремлением к «естественной жизни», классицизм теряет свои позиции, начинает преобладать новый эстетический идеал . Складывается культ «естественного человека», которому нечего делать в расчерченных аллеях подстриженных деревьев, рациональная симметрия не удовлетворяет его. Склонность к уединенным размышлениям определяет планировку парков. Партер становится простой лужайкой перед усадебным дворцом, часто с асимметрично расположенными группами неподстриженных деревьев, аллеи извилисты, со всевозможными романтическими «сюрпризами» — павильонами, гротами,- скульптурой и т. д. Регулярный парк сменяется пейзажным с контрастным сочетанием архитектуры и паркового искусства, которые дополняют друг друга, оттеняют и обогащают.
Первые русские сады — это княжеские усадьбы в Киеве, Владимире. Возобновляется садово-парковое искусство на Руси после монголо-татарского ига в XV в. главным образом в Москве. Позже, в XVII в., появляются красные, или верховые, сады, которые располагались в верхних этажах зданий (сады Кремлевского дворца), а также регулярные сады загородных усадеб. В начале XVIII в. вокруг Петербурга начинают создаваться великолепные дворцово-парковые ансамбли (Петергоф, Летний сад и пр.) с использованием водных поверхностей и рельефа местности. В середине и конце XVIII в. уже по всей России начинают создаваться пейзажные парки. Расцвет садово-паркового искусства в России связан с дворянской усадьбой. Часто пейзажные парки сочетаются с регулярными, дополняя друг друга (парки в Царском Селе под Петербургом; в Кускове, Архангельском, Знаменском-Садках под Москвой; Софиевке на Украине и многие другие).
Позже садово-парковое искусство приобретает новые формы: возникают городские общественные сады. В социалистическом обществе садово-парковое искусство проникнуто идеей заботы о человеке, всецело служит интересам народа. Появляются крупные парки для отдыха трудящихся, скверы, бульвары, парки культуры и отдыха, детские парки и др. Вокруг больших промышленных городов создается сеть лесопарков.
С целью сохранения ценных природных комплексов, а также для образовательных, культурных целей, организации отдыха и туризма населения создаются природные (национальные) парки.
Глоссарий основных определений дисциплины
1. Эстетика – наука о прекрасном и выразительном в искусстве, природе и в человеческой деятельности.
2. Эстетические категории– основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.
3. Прекрасное –главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.
4. Возвышенное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.
5. Величественное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.
6. Комическое– эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».
7. Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.
8. Драматическое– эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.
9. Изящное– эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.
10. Интересное– эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.
11. Содержание и форма (художественные) –понятия философского происхождения. Применительно к произведению искусства содержание – это внутренняя сущность, смысл произведения, который не следует отождествлять с сюжетом. Художественная форма – проявления данного содержания во внешнем мире, как оно дано нашему восприятию. По аналогии с современной лингвистикой, на сегодняшний день часто употребляются термины «план содержания» и «план выражения», что эквивалентно.
12. Искусство– область творческой деятельности, ставящая своей целью воплощение мировосприятия, воздействующая на человека в первую очередь эмоционально-непосредственно. Главной особенностью искусства считается «бескорыстие», т. е. отсутствие утилитарной заинтересованности. В современной науке приняты положения, что искусство не только отражает действительность, но и пересоздает, проектирует ее.
13. Бифункциональные искусства– виды искусства, выполняющие собственно художественную и утилитарную функцию, причем последняя часто главенствует. К бифункциональным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
14. Эстетическая деятельность –деятельность, которой свойственна выразительность, т.е. воплощение эмоциональной сферы человека, его мировосприятие имиропонимание. Содержание эстетической деятельности не сводится к утилитарным задачам.
15. Арт-практика –современное понятие, под которым понимаются все виды творческой деятельности, вне зависимости от их связанности с традициями и формального совершенства.
16. «Символическая форма» – понятие, введенное философом Э. Кассирером. Впервые применено к искусству его учеником Э. Панофски. Под символической формой понимается такая форма, которая выражает в себе основные особенности духовной атмосферы эпохи.
17. Структурализм (в эстетике)может рассматриваться двояко. Как общая теория искусства структурализм ставит своей главной задачей выявление и изучение структур – объективно данных , типических основных характеристик формы, не зависящих от субъекта. Понятие «структрализм» иногда применяется терминологически нестрого для характеристики искусства, где формально-структурное начало ярко выявлено: это функционализм и конструктивизм в архитектуре и в дизайне, небрутализм и хай-тек, неомодернизм и т. д.
18. Постмодернизма эстетика – это характеристика искусства и культуры последней трети ХХ века. В отличие от предшествующего модернизма, постмодернизм утверждает ценность всех форм культуры, массовых и элитарных, провозглашает сплошную цитатность и интертекстуальность, активно и обычно иронически переосмысляет формы культуры прошлого.
19. Деконструкции эстетика –понятие, базирующееся на теории французского философа Ж. Дерриды. Под деконструкцией понимается демонтаж и переосмысления существа конструкции. В архитектуре и дизайне под влиянием его теории возникло направление деконструктивизма, для которого характерны нарочито искаженные, как бы «сломанные» или деформированные элементы. Художники как бы экспериментируют с физико-механическими возможностями предметов материального мира и с нашим восприятием их.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы
Флористика в интерьере: популярные тренды 2019-2020
От одиноких листьев монстеры до роскошных композиций из роз и пионов – как украсить дом цветами актуально и стильно? Расскажем о любимых тенденциях флористов на 2019-2020 годы.
Ключевые темы цветочных тенденций последних лет – сезонность, минимализм, практичные решения, спокойная и романтичная палитра. Громоздких пышных букетов становится в интерьерах все меньше. Флористы предпочитают монохромность и простоту. Фаворитами интерьерных дизайнеров нередко становятся практичные и долговечные композиции из сухоцветов, трав и искусственных растений. Что еще актуального в домашней флористике?
Теплота и нежность
Кому не хочется в них окунуться? Современные флористы все больше задействуют оттенки теплой, землистой палитры: светло-коралловый, горчичный, коричневый, персиковый, оранжевый, темно-розовый, телесный. Особенно популярен главный цвет 2019 года, согласно выбору института Pantone, – «Живой коралл».