57 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Различия в понятиях ниваки и садового бонсая

Садовый бонсай – стили и материал

Вы уже знаете техники создания альпийских горок, сухих ручьев и японских садиков? Тогда самое время уделить внимание неотъемлемой части этих сооружений – растениям. В искусстве бонсая группы растений называются ниваки (от японских иероглифов сад и дерево). Этим же словом определяется методика создания причудливой формы ствола, техника формирования кроны, способы подрезки. Отличие садового бонсая от комнатного в том, что деревья не ограничивают в росте и не пересаживают. Для создания настоящего японского садика используют технику подрезки побегов, растяжки веток и принудительных наклонов ствола.

Стили ниваки

В садовом бонсае по технике формирования ствола и веток традиционно выделяют 11 основных стилей:

· сокан – двойной ствол расходится у основания, один из них – меньший по высоте, крона смотрится как одно целое;

· текан – прямой ствол с классическим утолщением книзу;

· сякан – текан растет с уклоном в сторону:

· кенгай – крона дерева находится значительно ниже его основания – имитирует каскадную форму деревьев, растущих на склонах скал;

· монкабури – ствол прямой или с легким изгибом, обязательно присутствует один длинный побег, который символически защищает то, что находится вблизи дерева (чаще всего монкабури размещают возле дома, беседки или перголы):

· киотосская форма – формирование новых стволов на пеньке;

· котобуки – символизирует счастье, оберег – под сенью нижней ветви обязательно располагают фонарь или камень;

· моеги – извилистый ствол дерева расположен в одной плоскости, верхняя ветка строго симметрична основанию:

· тякан – на одном уровне от подвоя образованы самостоятельные стволы;

· эда-сукаши – прореженные ветви обеспечивают прозрачность кроны;

· кобуши – формируют узловатые наросты на ветвях, срезая ежегодно всю молодую поросль:

По способу формирования кроны ниваки разделяют на:

· тама-зукури – шарообразная или овальная форма кроны на побегах;

· мацу-зукури – плоская крона на лапах, повторяющая внешний вид горной сосны:

· дан-зукури – пошаговое расположение шарообразных или плоских массивов кроны;

· кай-зукури – аналогичное ступенчатое расположение веток, только крона подстригается в форме шляпки гриба (медузы, моллюска);

· хако-зукури – кубическая форма кроны (или параллелепипед):

Деревья для ниваки

Для создания садика в японском стиле подходят хвойные, лиственные деревья и кустарники:

· мелколистные клены – полевой и татарский (Acer campestre и Acer tataricum);

· жимолость татарская (Lonіcera tatаrica);

· обыкновенная сосна и ель (Pínus sylvеstris и Pіcea аbies);

· можжевельники (Junіperus);

· любые плодовые деревья и т.д.

Чтобы ваш бонсай смотрелся гармонично – проанализируйте общую концепцию участка, схематически нарисуйте место расположения рокария,искусственного водоема или ручья. Затем определитесь, какие виды растений вы сможете на данный момент использовать, и мысленно представьте их форму. В следующих материалах мы расскажем о технике формирования ниваки и порядке работы.

Чем отличается садовый бонсай от ниваки и как сделать красивую форму дерева

Садовый бонсай является технологией и искусством преобразования формы дерева и его размера, но не в горшке, а на открытом пространстве приусадебного участка. В Японии такой стиль называют ниваки.

Бонсай (Википедия) – “выращенное в подносе” – искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре.

На страницах kamsaddeco.com (тут и тут) уже рассматривались методы формирования сосны и ели путем прищипки и обрезки молодых побегов, а также укорачивания стволов крупномеров.

Приводились примеры не только положительных, но и отрицательных последствий видоизменения хвойных деревьев.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Садовый бонсай и ниваки: сходства и различия.
  2. Садовый бонсай из сосны обыкновенной, стили ниваки.
  3. Элементы дизайна сада: садовый бонсай, каменные дорожки, искусственные валуны и скалы.

Садовый бонсай и ниваки: сходства и различия

Методы и принципы формирования хвойных вместе со знаниями по обрезке и прищипке лиственных растений позволяют создать садовый бонсай , который будет соответствовать традиционному восточному.

При этом европейский садовый бонсай отличается от ниваки как техникой формирования растения, так и философией отношений человека и природы: в европейском человек главенствует в природе, а в восточной – гармонирует с ней.

Что касается техники обрезки сосны, то у ниваки оставляют только три ветки в одном ярусе и четыре наверху, если планируется дальнейший рост дерева.

В садовом бонсае нет жестких ограничений, можно оставлять любое количество веток в зависимости от творческих планов по формированию и стилю обрезки.

Японцы считают, что садовый бонсай более сложное искусство по сравнению с ниваки, где существуют четкие правила.

Читать еще:  Почему белкам нужно жилье

Садовый бонсай из сосны обыкновенной

Часто задают вопрос: почему обычно приводят примеры обрезки сосны обыкновенной, а не других растений?

Во-первых, считается, что формирование сосны в стиле ниваки наиболее трудоемко. И, если вы научитесь работать с сосной, то с другими растениями это тем более получится.

Во-вторых, сосна обыкновенная наиболее распространенное во всех регионах, неприхотливое и быстрорастущее дерево.

С ней результаты своей работы можно увидеть значительно раньше, чем при формировании других видов деревьев.

В Японии сосне также уделяется большое внимание со стороны мастеров и ландшафтных дизайнеров.

Стили ниваки

Какие существуют стили ниваки можно увидеть на следующих рисунках.

Исторически стили ниваки образовались на основании примеров самой природы. Человек заимствовал у нее все, что ему нравилось и старался повторить в своих работах.

Надо отметить, что не все приемы ниваки подходят для садового бонсая. Это связано с климатическими особенностями Японии, где можно делать более сильную обрезку сосны (более 50%), так как она гарантированно дает два прироста в год.

Начинать формировать сосну можно с любого возраста и производить обрезку круглый год, но все же лучше это делать ранней весной до начала сокодвижения.

А вот прищипку или стрижку однолетних приростов необходимо выполнять в конце мая – начале июня в зависимости от состояния свечей сосны. Об этом достаточно подробно было рассказано в статье про обрезку и прищипку сосны.

Основная форма – треугольник

Надо отметить, что вначале обрезки веток сосны надо делать так, чтобы ее форма напоминала треугольник. Нижние ветки должны быть больше тех, что растут выше и так далее до самой макушки.

Это делается для того, чтобы все ветки одинаково хорошо освещались. Иначе те, что будут постоянно затемнены, со временем высохнут и их придется обрезать.

Сам треугольник может быть наклонным, что придаст дереву еще большую схожесть с дикой природой.

Если при этом около деревьев будут находиться большие натуральные или искусственные камни (об этом позже), то общий вид ландшафта будет напоминать скалистую местность с преобладающими сильными ветрами.

Техника обрезки и прищипки хвойных деревьев приводилась в статьях по ранее указанным ссылкам. Поэтому останавливаться на этом не будем. Для управления изгибом и направлением ветвей японцы обычно используют бамбуковые палочки.

Далее на фотографиях приведен пример этапов последовательного формирования молодой сосны, начиная с первой обрезки и дальнейшей ежегодной прищипки в течение шести лет.

На второй фотографии (после обрезки) видно, как много срезано веток у дерева.

После такой сложной операции растение страдает и конечно хорошо бы ему помочь быстрее возобновиться.

При этом не используют стимуляторы роста, а применяют стимуляторы повышения иммунитета. Для этой цели подойдут хелаты железа с витаминами, которые являются подкормкой при обработке по кроне растения.

В дальнейшем можно мульчировать почву вокруг дерева старой хвоей из леса. Подкисление почвы при этом вполне приемлемо. Несколько примеров длительной обработки растений.

Элементы дизайна сада: садовый бонсай, каменные дорожки, искусственные валуны и скалы

В Японии сосна является символом отваги, мужества, долголетия и умения преодолевать трудности.

В сочетании с камнями эти характеристики усиливаются. Поэтому так часто в японских садах можно увидеть различные по форме и размерам камни.

В каменистой местности при строительстве такого сада особых материальных проблем не будет.

Намного сложнее обстоит дело там, где рядом камней не найти и их необходимо возить издалека.

Упростить такую задачу, а также сэкономить средства поможет изготовление искусственных камней своими руками.

Кто не читал, есть предложение с ними ознакомиться.

Изучив несложную технологию и приемы изготовления таких элементов декора сада, можно быстро и незатратно осуществить свои творческие задумки.

Используя в своих работах пластичный бетон также нетрудно будет сделать различные каменные изделия в виде фонарей, скамеек и другой атрибутики японского сада.

Ниваки и садовый бонсай: кусочек живой Японии в вашем саду (35 фото)

В некоторых садах и на дачных участках иногда можно встретить деревья причудливой формы: с изогнутым или множественным стволом, тарелками на редких ветвях.

Получены такие деревья самим человеком в результате применения к ним специальных техник. У нас принято такие техники обозначать обобщенным словом садовый бонсай, а в Японии – стилем ниваки.

Рассмотрим более подробно, что понимают под этими словами и как своими руками получить подобные чудесные творения.

Различия в понятиях ниваки и садового бонсая

Искусство изменять форму кроны и ствола дерева впервые появилось в Японии и стало именоваться стилем ниваки. На его основе появилось множество подстилей, каждый из которых подробно описывает технику конкретного видоизменения.

Позже данное искусство стало завоевывать своих поклонников из других стран мира и, таким образом, распространяться по всему миру.

Читать еще:  Сорта огурцов для теплицы в подмосковье

Стиль ниваки пришел и в Европу, где уже имелась своя собственная европейская школа декоративного садоводства. На основе ниваки и местных условий получился новый стиль, который стал называться садовый бонсай.

Получается, что если ниваки – это чисто японское искусство изменения формы кроны и ствола деревьев в декоративных целях, то садовый бонсай – это синтез ниваки и европейских техник декоративного садоводства применительно к европейским условиям.

Отсюда во многом схожесть японского и европейского стилей, но есть и различия: европейцы при обработке предпочитают применять быструю стрижку, тогда как японцы – медленную обрезку веток деревьев.

На самом деле данные стили различаются не только техникой, но и с философской точки зрения. Принято считать, что стиль ниваки демонстрирует победу природных сил над растениями, тогда как садовый бонсай – человека над природой.

Выбираем растения для ниваки и садового бонсая?

Перечислим наиболее распространенные виды: можжевельник китайский, можжевельник чешуйчатый, сосна черная, сосна многоцветная, сосна обыкновенная, тисс ягодный, бересклет крылатый, бересклет европейский, вяз многолистный, вяз шершавый.

Как видно из вышеуказанного списка, большинство растений являются хвойными деревьями.

Основные направления стиля ниваки и их характеристики

Рассмотрим более подробно ниваки как стиль-основоположник и входящие в него подстили.

Все техники можно разделить на две основополагающие группы – техники по обработке кроны дерева и техники по работе со стволом и скелетными ветками дерева.

Читайте также: топиарные сады и как создать их на дачном участке.

A. Подстили, изменяющие крону:

  1. Дан-зукури: формирование веток дерева в шахматном порядке, в результате чего получается своеобразная лестница.
  2. Кай-зукури: получение листвы на ветках в виде ракушек.
  3. Хако-зукури: формирование листвы в виде куба или параллепипеда.
  4. Тама-зукури: листва формируется в овальном или шарообразном виде.
  5. Мацу-зукури: формирование листвы на ветках в форме горы.

B. Подстили, изменяющие ветки и ствол дерева:

  1. Текан: характеризуется расположением нижних ветвей дерева строго параллельно плоскости земли при прямом стволе.
  2. Сокан: характеризуется раздвоением ствола как можно ближе к поверхности земли.
  3. Сякан: ствол наклоняют под определенным углом к плоскости земной поверхности.
  4. Кэнгай: ствол направляют вниз, ниже расположения основания дерева.
  5. Монкабури: характеризуется вытянутым, удлиненным и параллельным расположением одной из самых нижних веток относительно земной поверхности.
  6. Киотосский стиль: главный ствол срезается; на основе оставшегося пенька далее формируются несколько новых стволов из поросли.
  7. Котобуки: используется как дерево-оберег, поскольку очень схож по форме с японским иероглифом, символизирующим счастье: нижние ветви должны прикрывать камень, расположенный под ними.
  8. Моеги: ствол извивается в виде синусоиды.
  9. Банкан: ствол формируется в виде спирали и подлежит последующему состариванию.

Основы техники садового бонсая

Остановимся на более привычной и широкораспространенной среди европейцев технике проведения садового бонсая. Применяя нижеизложенную технику, можно собственноручно получать в своем саду деревья такой же причудливой формы, которыми так славятся японские сады.

  1. Для проведения садового бонсая подбирается крепкое, здоровое дерево, чтобы оно было способно вынести все изменения и не погибло в процессе обработки.
  2. С наступлением весны у дерева далее обрезают все лишние ветки, оставляя лишь те, на которых впоследствии планируется проводить технику формирования листвы.
  3. После этого удаляют все лидирующие побеги и почти все мутовки, оставляя лишь некоторое их количество с таким расчетом, чтобы получалось постепенное их уменьшение при движении по направлению от основания дерева к вершине.
  4. Теперь посредством использования различных распорок и растяжек управляют направлением роста веток. Важно при этом получить их равномерное расположение вокруг оси ствола дерева.
  5. На следующий год производят удаление на ветках всех мутовок. Оставляют лишь самую крайнюю и мутовку с ней рядом расположенную (если таковая имеется). Идея этого этапа – усиление в месте формирования будущих тарелок роста веток и листвы с целью получения тарелок большего размера.
  6. В последующие годы те мутовки, которые остались, подрезают на 1/3 их длины для того, чтобы удалось сформировать задуманную форму тарелок.
  7. Обслуживание и уход в основном сводится к прореживанию и стрижкам с целью предотвращения чрезмерного разрастания тарелок и их разлахмачивания. В год в среднем проводится порядка шести стрижек.

Садовый бонсай – искусство, на овладение которым может уйти довольно много времени. Порой одна незначительная ошибка может разом перечеркнуть все труды или исправить которую будет в последствии уже крайне сложно.

Садовый бонсай ниваки — фото галерея

Грамотно практикуя садовый бонсай, вы получите истинное удовольствие от общения с природой, а впоследствии сможете любоваться сами и поражать взоры посетителей вашего сада результатами собственноручного труда. Вот еще фото использования ниваки в ландшафтном дизайне на даче или в саду вашего загородного дома:

Читать еще:  Элитные сорта томатов для теплиц

Различия в понятиях ниваки и садового бонсая

Вы — мастер топиарного искусства. Как к этому пришли?

У каждого человека есть свои таланты и предназначение. Думаю, я на своём месте в этой жизни. Топиарные стрижки были для меня сначала увлечением, мне всегда нравилось созидать. Поэтому увлечение со временем переросло в нечто большее.

Топиарное искусство и ниваки для меня — это активный процесс бесконечного саморазвития и реализации фантазий.

Объясните, что такое ниваки? Это что-то сродни искусству бонсай?

Ниваки в переводе с японского: нива — сад, ки — дерево. Существует два способа их формирования, в японских и европейских традициях.

Если коротко, то различия заключаются в том, что японские ниваки — это мини-копии деревьев, отражающие воздействие различных сил природы. Именно они, согласно японским канонам повторяют стили бонсай, отличаясь только размерами и тем что растут в садах, а не в плошке.

Европейское же ниваки — это полёт фантазии. Здесь вы ограничены только размерами и возможностями исходного материала. Как правило, в этом случае используются смешанные техники формирования (и японские, и европейские).

Сколько лет требуется на то, чтобы сформировать ниваки? Такому растению необходим какой-то специфический уход?

Ниваки — уникальная вещь. Они как выдержанные алкогольные напитки, вкусовые качества которых с каждым годом становятся совершенней.

Сформировать ниваки можно за несколько часов, всё зависит от автора и творческого подхода. Только сначала это будет заготовка, с которой придётся ещё поработать, шлифуя форму.

Настоящая красота задумки начнет проявляться только через 4−8 лет. Срок зависит от культуры растений, из которых создаются ниваки.

Все эти растения требуют ежегодного сервисного обслуживания. Регулярно проводится не только санитарная обрезка и стрижка, но и обслуживание «лигатуры», способствующей формированию стволов и ветвей. Ну и, конечно же, без грамотного ухода не обойтись — растения должны быть здоровыми всегда.

Поддерживающая стрижка должна проводиться раз в год? Или есть растения, которым необходима более частая стрижка?

Если топиары будут выглядеть неухоженно, то вместо положительных эмоций будут вызывать только раздражение. Сроки и частота стрижек зависят от конкретной культуры, от скорости роста, от фазы развития растения.

Например, стрижка декоративно-лиственных связана с периодами цветения и закладывания цветочных почек. Топиарная форма и обильное цветение кустарника — вещь практически несовместимая. Если нет привязки к цветению, то стригутся от 2 до 4 раз за сезон.

То ли дело топиари и ниваки из хвойных, при готовой форме к ним достаточно подходить 1−2 раза за сезон.

У вас есть чемоданчик со специальным оборудованием? Какие инструменты всегда с вами?

У любого мастера есть инструмент, который используется в зависимости от задач. Минимум — это шпалерные ножницы, ножницы для одной руки, секатор и пила. С таким набором уже можно творить!

С какими растениями Вам нравится работать больше?

Даже по моим работам несложно догадаться, что мои любимцы — это, конечно же, хвойные. Они дают более широкий диапазон возможных форм и у них волшебные ароматы.

Если приходилось сталкиваться с ситуациями, когда вас приглашали для исправления чужих ошибок — в чём они заключались? И всегда ли можно внести правки?

Да, случается, обрезают больше или меньше, чем требуется при закладывании формы. Встречаются неправильные срезы, оставленные пеньки.

Есть растения, прощающие ошибки, но для придания формы и достижения декоративности при этом требуется дополнительное время. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда безвозвратно потерянные ветви у растений уже не вернуть. В таком случае приходится кардинально менять форму.

Вообще жалость и страх — это враги в топиарном деле. С ними довольно легко бороться, так как это от недостатка опыта и знаний.

Когда заканчиваете работу на объекте, даете какие-то особые рекомендации для хозяев?

Все очень индивидуально. Я могу дать рекомендации по уходу и срокам последующих корректировок. Дело в том, что топиар и ниваки — это ежегодная работа с растением, поэтому с клиентами мы всегда на связи, и я в любой момент могу ответить на возникающие вопросы.

Часто у нас складываются теплые дружеские отношения. Нередко клиенты заражаются любовью к стрижке и пробуют в свое удовольствие стричь сами, а я всегда рядом — готова помочь и словом и делом.

Я благодарна всем за теплое общение, за интерес к моему творчеству, за то, что пускают в святая-святых в свое личное пространство, свои сады, предоставляя мне возможность заниматься любимым делом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector